Когда речь заходит о гербах, невольно вспоминаются рыцари, родовые замки и иной средневековый антураж. Тем не менее и в наши дни периодически возникают вопросы о создании герба. Причем задача не обязательно возникает по капризу какого-нибудь чудака, доморощенного герцога, а, например, для общественной организации или очень даже серьезного учреждения. Процесс обсуждения будущего герба очень часто превращается в страстную дискуссию. У каждого свое видение, эстетические предпочтения, цветовые пристрастия и понимание символизма.
Чем больше участников, тем безнадежней спор. А как же искать эту истину?
Что такое герб?
В русский язык слово герб пришло, вероятно, из польского (herb), происходящего от немецкого erbe — наследие. В строгом понимании к гербом можно называть только изобразительный опознавательный знак составленный и употребляемый по правилам геральдики. Не соответствующие геральдическим нормам отличительные знаки правильнее называть гербообразными эмблемами.
Изначально гербы служили для отличия владельца: личности, семьи, рода, населённого пункта, города, территории, государства. Позднее гербы стали использовать профессиональные и общественные организации, государственные органы, учреждения, предприятия и т. д.
Когда-то гербы составляли исключительно специалисты в этой области – герольды, пользуясь очень строгими правилами. Впрочем правильно прочесть герб могли тоже только герольды, так как область знаний эта была туманна, с коммуникациями было не просто, а правила, какими б они строгими не были, иногда менялись. Но изменения никто не выкладывал в Интернет.
Так что же можно называть гербом?
Но не следует слишком уж щепетильно относиться к применению слова герб. Ото очень важно, когда разговор ведется в профессиональной плоскости. Обычно на тему дизайнерских решений. Тогда может в корне меняться суть сказанного, если пренебрегать различиями между эмблемой, логотипом и гербообразной эмблемой. В обиходе же нет такой строгости, уже потому, что в российской археологии с середины XX века «гербами» называют опознавательные знаки князей и иных владельцев, вне зависимости от того, соответствуют ли эти знаки правилам геральдики. К средине XX века слишком много государственных гербов были составлены с нарушениями правил геральдики и в международной практике стало принято не смотря на это государственные символы называть «гербами». Но в зависимости от национальной геральдической и лингвистической культуры той или иной страны здесь могут быть различия. Например, государственные символы Италии и Франции официально именуются в этих странах не гербами, а «государственными эмблемами», а не выдерживающий геральдической критики символ Соединённых Штатов Америки официально именуется «Большой государственной печатью США»).
Как же отличить герб от эмблемы?
У герба и эмблемы много общего, а главное – единые корни. Но как же их различить, если вы не закончили факультет геральдики какого-нибудь университета… Кстати, вы не знаете где есть такой факультет?
Я не знаю.
Но не стоит огорчаться. Главное в гербе – это описание (блазон), а в эмблеме – изображение. Гербы зародились в те времена, когда отсутствовала копировальная техника и другие технологии, позволяющие в точности копировать. Кроме того герб возник как точное послание. Используя ограниченное количество цветов и символов, определившись в какой очередности нужно читать элементы, герольды зашифровывали смысл в герб. Но когда художник воспроизводил изображение по описанию, то мог сделать это по разному. Такие отличия не считаются ошибкой в геральдике. Если описана дубовая ветвь и мы ее узнаем, значит все верно. А красивее она или нет – это уж кому как кажется. Главное – мы видим именно то, что описано, а значит послание отображено.
С эмблемами и логотипами все иначе. Описывать эмблему Ferrari вовсе не обязательно, а вот изменять что-то хоть на миллиметр – недопустимо, тогда как в гербе сгодилась бы любая “лошадь стоящая на задних ногах, повернутая вправо, перебирающая копытами в воздухе”. Я не оговорился. Прекрасно помню, что этот симпатичный конь повернут влево, но это для наблюдателя. В геральдике же все описывается исходя их стоящего за щитом, то есть наоборот для наблюдателя.
Вот мы и добрались до щита!
Геральдические щиты
Щит является основным элементом любого герба. При этом щиты не только могут быть самой различной формы, но даже не описывается в блазоне. Так что за основу герба может быть взят щит любой формы. Существуют вариации гербов на разных щитах. Более того, принятие какого-либо изображения за эталон по канонам классической геральдики считается неправильным.
Самым первым получил применение щит треугольной формы (близкий к варяжскому щиту), но из-за того, что на таком щите могло поместиться не очень большое количество фигур, он был постепенно вытеснен иными формами.
В наши дни наиболее часто встречаются английский (треугольный), варяжский, восточный (круглый), испанский, итальянский (овальный), немецкие (симметричные), польский и французский щиты. В России чаще других используют французский щит.
Поле щита может быть не только цельным, но и разделенным. Основные способа деления щита – пересечение, рассечение и скошение. Варианты могут комбинироваться и создавать два варианта четверочастных щита – с разделением по вертикали/горизонтали или по диагоналям . Деления могут осуществляться как прямыми линиями, так и зубцами, остриями, волнами и прерывистыми линиями.
Щит всегда изображается “смотрящим” на наблюдателя, при этом описывается со стороны “держащего” щит. Поэтому правая сторона сторона щита будет левой от наблюдателя и наоборот, то есть геральдические “лево/право” зеркальны обычной практике.
Продолжение следует…